Правозащитники и общественники «Сети антикоррупционных центров» взялись за чиновников, прокуроров, судей и полицию – соответствует ли их уровень жизни декларациям о доходах?

В ходе мониторинга в области уже выявлено 39 коррупционных правонарушений, по 37 из них подготовлены обращения в правоохранительные органы.

Чугуевская правозащитная группа при поддержке ООН реализует проект под названием «Общественность против коррупции». Речь идет о контроле финансовой деятельности и отчетности чиновников, в частности – за подачей деклараций.

– Мы решили заняться чиновниками, потому что, как показывает практика, протоколы в отношении них никто особо не составляет. Прокуратура передала эти полномочия полиции, но та не хочет этим заниматься. НАПК (Национальное агентство по предотвращению коррупции) тоже пока не активно работает. Поэтому общественность – как источник информации о коррупционерах – должна стать помощником в этом вопросе, – считает руководитель Чугуевской правозащитной группы Роман Лихачев. – Мы проводим мониторинг и передаем данные о выявленных нарушениях в правоохранительные органы, чтобы чиновники понесли ответственность. Кроме того, на основании судебных решений мы разработали положение для чиновников, как не допустить конфликта интересов. Разослали его сельским, поселковым, городским советам – как действовать в случае конфликта интересов. Некоторые сельсоветы уже приняли эти положения на своих сессиях.

В качестве примера такого конфликта интересов Роман Лихачев приводит премирование представителей власти самих себя.

– При выделении премий, земельных участков и т. д. чиновники на сессиях голосовали за себя или своих жен, – говорит правозащитник. – По этому поводу мы разослали в правоохранительные органы около 40 обращений. Особо впечатлил случай наполнения чиновничьего кармана из местного бюджета в одном из райцентров области. Городской голова получил материальную помощь в связи с тяжелым материальным положением, хотя ее доход за прошлый год составил порядка 200 тысяч гривен, она постоянно ездит за рубеж. Человек живет явно не бедно и в то же время пытается получить помощь из городского бюджета. Мы изучили, какие суммы выделяются гражданам города в таком случае – 200, 300, 500 гривен, редко – 1000 гривен, например, тяжелому онкобольному. А городскому голове выделили….  6000 гривен! По этому поводу мы подали иск в суд от имени правозащитной организации.

Не оставили без внимания общественники и правоохранителей и служителей Фемиды.

– Наконец-то получили информацию (ФИО, место работы, должность) о всех прокурорах Харькова и области. Будем изучать их стиль жизни и смотреть, насколько он соответствует  декларациям. Аналогичную работу проведем по судьям и работникам полиции, – сообщил Роман Лихачев. – В открытом доступе судьи и полиция частично уже выставили декларации, прокурорских деклараций пока нет. По закону до 1 ноября они должны заполнить так называемые электронные декларации.

Между тем, как выяснили правозащитники, в области не редкость, когда депутаты и чиновники выписывают себе и своим родственникам премии и даже… материальную помощь, как особо нуждающиеся.

«Деньги содрали – а декларацию не дали»

По словам руководителя Чугуевской правозащитной группы Романа Лихачева, декларации о доходах чиновников хранятся по месту их работы. Чтобы получить к ним доступ, правозащитники делают соответствующие запросы. Однако ответы приходят не всегда – чиновники старательно скрывают свой достаток.

– Яркий пример – директор одного из коммунальных предприятий Харькова. В ответ на наш запрос с нас потребовали заплатить за эту информацию около 20 гривен: «потому что там 11 страниц». Мы заплатили, хотя эта информация должна предоставляться бесплатно. Однако декларацию нам так и не предоставили – в следующем ответе значилось, что в запрашиваемой информации содержатся конфиденциальные данные. Но по Закону «О доступе к публичной информации», статья 6, чиновники обязаны предоставить декларацию, поскольку они получают зарплату из бюджета, и их декларация является достоянием общественности, – отмечает Роман Лихачев. – Мы написали жалобу в Харьковский горсовет на этого чиновника.

К слову, в рамках мониторинга правозащитники выявили, что в 2014 и 2015 годах на этом же предприятии были незаконно уволены сотрудники, которые потом восстановились по решению суда.

– Если суд их восстановил, значит им должна быть выплачена зарплата за период с момента увольнения до момента восстановления в должности. А потом чиновник, который их уволил, должен возместить эти бюджетные средства. В этом случае – порядка 60 тысяч гривен, – объясняет Роман Лихачев. – Сейчас мы как раз занимаемся тем, чтобы эти средства были возвращены в полном объеме. В ответе Департамента жилищного хозяйства, который пришлось дожидаться достаточно долго, было написано, что нарушение в принципе есть, но сроки привлечения к ответственности уже прошли. Однако лишь суд может решать – прошли сроки или нет, а не директор департамента. Такие действия можно расценивать либо как халатность, либо как сговор: почему 60 тысяч ушли из бюджета Харькова по чьей-то вине, но реакции на это нет?

Что такое конфликт интересов

Закон Украины «О предотвращении коррупции» в ст. 1 дает определение: «Реальный конфликт интересов – противоречие между частным интересом лица и его служебными или представительскими полномочиями, что влияет на объективность или беспристрастность принятия решений, или на совершение или несовершение действий во время выполнения указанных полномочий».

На правозащитника совершено нападение

13 октября – буквально через три дня после пресс-конференции, на который были озвучены результаты мониторинга, на Романа Лихачева было совершено нападение. Это произошло в помещении Харьковского регионального института Нацакадемии госуправления при президенте Украины, по окончании семинара «Противодействие коррупции в Харьковской области». Один из нападавших попросил его выйти из зала якобы под предлогом «рассказать что-то важное», а когда он вышел, то оказался в окружении пяти человек.

– Далее я получил удар в лицо чем-то тяжелым, скорее всего, кастетом и упал. Мне было сказано: «Тебя же предупреждали, чтобы ты прекратил участвовать в судах. Своей борьбой с коррупцией ты уже всех достал. Мы тебя и твою семью найдем, где угодно». Все это один из нападавших снимал на камеру, видимо, для отчета заказчику, – говорит Роман Лихачев. – После этого меня забрала скорая. Нападение я связываю с несколькими известными процессами, которые я веду как адвокат, глава Чугуевского правозащитной группы и Сети антикоррупционных центров.

На избиение Романа Лихачева отреагировала правозащитное сообщество. На официальном сайте Украинского хельсинского союза по правам человека опубликовано открытое заявление: «Правозащитные организации глубоко обеспокоены фактом нападения на правозащитника Романа Лихачева…, тем фактом, что в Украине имеют место акты насилия над правозащитниками. При этом полиция пассивно отреагировала на совершенное преступление. Злоумышленники не были задержаны, а заявление о преступлении было принято с промедлением. Требуем объективного и всестороннего расследования этого дела».

За полгода 14 человек привлечены к ответственности

По данным прокуратуры Харьковской области, в 2015 году было зарегистрировано 115 случаев административных коррупционных правонарушений, за первое полугодие 2016-го – 76. За первое полугодие 2016 года в суд направлено 76 протоколов о коррупционных правонарушениях, в 59 случаях наложены штрафы (за несообщение о конфликте интересов штраф от 1700 грн до 3400 грн; за принятие решения в условиях конфликта интересов – 3400-6800 грн), закрыто 7 дел (2 – по малозначимости, 3 – из-за отсутствия доказательств, 2 – из-за отсутствия состава нарушения), 10 – возврат для устранения неточностей оформления материалов дела.

В 2015 году в области зафиксировано 34 дела, по которым наказание понесли 29 депутатов и 3 должностных лица госпредприятий.

По первому полугодию 2016 в Харьковской области признаны виновными и привлечены к ответственности 14 человек: 12 депутатов; начальник управления ветеринарной медицины и директор госпредприятия.

По характеру правонарушений, связанных с конфликтом интересов: 6 – относительно участия в решении вопроса о премировании по себе или родственникам; 6 – в сфере земельных отношений; 1 – непредставление декларации об имущественном состоянии; 1 – несообщение о наличии в подчинении близких лиц.

Ирина Стрельник, «Вечерний Харьков»

http://vecherniy.kharkov.ua/news/125242/